Выход фильма «Стиляг» в прокат предваряла короткая, но весьма стремительно развивающаяся история, в которой неожиданным образом перед режиссером Тодоровским («Страна глухих») нарисовался продюсер Эрнст, решивший сделать музыкальную комедию о 1950-х с песнями 1980-х и частично 1990-х главным новогодним кинохитом (а по сути, своего рода «Старыми песнями о главном»). И при этом как бы отмахнуться от других планировавшихся на зимние каникулы лент — «Любовь-морковь-2» Пежемского (в прокате с 25 декабря) и «Обитаемый остров» Бондарчука (с 1 января). Последний режиссер, поддерживаемый господами Роднянским и Давлетьяровым, спасая положение, накануне предварительного показа «Стиляг» кормил и поил представителей кинотеатров, попутно нахваливая свой фильм. Продюсеры же предлагали брать в прокат сразу две картины — и «Остров», и «ЛМ-2» — и совсем отказаться от «Стиляг». К этой битве за осунувшегося от скуки новогоднего кинозрителя Эрнст подключил всю свою тяжелую артиллерию (рекламный бюджет — 5 миллионов, в планах — охват 1 000 больших экранов страны), даже пошел на мировую с конкурирующим каналом «Россия» и в итоге оказался победителем. Ну, просто настоящая рок-звезда. Впрочем, фильм Стиляги привлекают к себе внимание отнюдь не этим показательным для отечественного кинобизнеса эпизодом, в котором в проигрыше на самом деле остаются не продюсеры Роднянский и Давлетьяров, а простые смертные посетители, делающие кассу кинотеатрам в праздничные дни безделья. «Стиляги» Тодоровского (хотя надо отметить, что вместо Валерия Петровича, «авторское» присутствие коего в ленте совершенно не ощущается, в графе «режиссер» могла стоять любая другая фамилия) — это еще одна ласточка, возвещающая о формировании нового, подчеркну, жанрового кино на российском пространстве. Снятый с соблюдением всех свойственных заграничному мюзиклу (а не советской музкомедии 70-х и 80-х годов прошлого столетия), этот фильм отдает одновременно и настроением образчиков жанра периода 1950-1960-х, когда работали Стэнли Донан и Роберт Уайз, и стилистикой ленты «Свингеры» 1993 года с молодым Кристианом Бейлом, и базлурмановщиной «Мулен Руж», и даже ретро-манерностью «Лака для волос» с Джоном Траволтой в роли мамаши-толстухи. Однако справедливости ради нужно отметить, что при этом замешанная на импортном молоке каша «Стиляг» представляется совершенно вписанной в отечественный культурный контекст, не чужеродной и созданной без отрыва от своей аудитории. Здесь, как в упомянутом уже мюзикле «Мулен Руж», одна эпоха раскрывается через другую (с помощью исполнения стилягами 1950-х песен Цоя, Чистякова, Бутусова, «Браво» и «Колибри» в обработках Константина Меладзе) и связывается финальным эпизодом с несколькими поколениями. Тодоровский целиком и полностью выстраивает в фильме Стиляг на одних только деталях, расставляя крупными планами акценты то на ножницах, которыми комсомольцы срезают «предателям родины» коки и завивку, то на сверкающих под буги-вуги разноцветных юбках, то на звездочках генеральских погон, то на сочно подведенных губах. Он обволакивает весь фильм намеками и недосказанностями, лишь штрихами и на заднем плане обозначая биографии героев (история жизни отца Мэлса (Сергей Гармаш) здесь, например, пускается фоном к первому музномеру). И вероятно, именно от этого ближе к финалу «Стиляги» вдруг превращаются из ностальгического гимна, правда, привязанного крепко к действительности, в драматическую картину. Они кажутся чересчур сумбурными, сбивают взятый изначально курс на тему нонконформизма, выруливают на перекресток сразу нескольких проблем, с которого Тодоровский, натурально выкрутившись, уводит их по Тверской на полной скорости. В кинофильме «Стиляги» — по сути, абсолютно условное кино в картонных декорациях и порой с картонными же персонажами, снятое искусно, не лишенное очарования, а если быть честной, по-настоящему очаровательное (хоть без претензий к актерской игре, скатываниям в конфитюр и диалоговой части здесь не обойтись). Это, несмотря на все щедро затронутые Тодоровским темы, фильм об эскапизме, взрослении и развенчании мифов. О том самом, о чем на самом деле лучше петь, нежели просто говорить, что в «Стилягах» и получается лучше всего остального. смотреть
скачать(торрент)
|