У наших людей есть одна удивительная особенность, несвойственная более никому в мире. Они способны создавать идеологию на любой базе, способны оправдывать и упиваться любым своим положением, способны презирать других, находясь в самых невыгодных по отношению к ним условиях. Только в России водятся убежденные алкоголики, гордящиеся бомжи, идейные трусы. Только в России уголовному миру пришлось выдумывать себе целый кодекс поведения, воровской закон, чтобы оправдать свои гадости вплоть до самых мелочей. Только в России человек, совершивший хищение, немедленно начинает бить себя в грудь и говорить, что это и есть высшая форма патриотизма. Очевидно, дело в особой стыдливости русского человека. Очевидно, не так все у нас плохо с традиционными ценностями, раз приходится идти на такие ухищрения, чтобы успокоить свою совесть. Категорический императив нашего человека заключается в том, чтобы немедленно объявить всеобщим законом максиму своего поведения. Однако, с обществом это порой играет весьма злую шутку.
В последнее время мы можем с удивлением наблюдать ещё одну заразу, пришедшую на нашу землю в числе многих прочих. Речь идет о глупом протестантском этическом противостоянии лузеров и виннеров (неудачников и достигших успеха). «Лузер» -неудачник давно уже является главным ругательством в странах Запада, люди готовы на все чтобы избежать этого прозвища и главное беспрерывно внутри себя задаются этим вопросом «Лузер ли я?». Лузер-виннер - это уже больше чем просто мировозренческая установка, это уже суеверия переходящие в магию. С лузерами боятся общаться, дабы не заразиться от них, их избегают, как прокаженных. Общество считает, что на них лежит проклятие. Убедившись в своем лузерстве, человек часто заканчивает счеты с жизнью, ибо нести на себе это клеймо ему совершенно невозможно.
Но у нас, как всегда, все не так. У нас появились убежденные лузеры. Люди, которые с городстью несут на себе этот статус и с бравадой бросают вызов небесам. Смотрите, вот он я, лузер, из глаз моих струится презрение.
Этот интересный тип возник из поколения 90-х, тех людей, которым сейчас по тридцать лет, большинство из которых так и не смогло найти себе подобающего места в жизни, а винить за это дедушку Ельцина с гайдарочубайсом уже устало. Счастливые и благодатные нулевые прошли мимо, нефтяной дождь пролился не на них. Жизнь как была собачьей, так и осталась. Тридцатник - это уже возраст, а не достиг ещё ничего. Детей нет, квартиры нет, все места озеленителей заняли таджики, так что даже дерева не посадишь.
Кто виноват? Ну, конечно, государство, которое не делится. Чиновники? Ну, конечно, воруют! Бизнесмены? Ну, конечно, возят проституток в Куршавель! Народ? Ну, конечно, пьет! За этими конструкциями никакого позитива, конечно, не сыщешь. Собственное «Я» для лузера затмевает все. Раз плохо ему, значит, плохо всем. Раз плохо ему, значит, государство преступно и не заслуживает существования.
При этом интересно, что такой человек ничего никогда не делал для того, чтобы ему хоть как-то стало лучше. Все 90-е он бухал, учился только чтоб от армии откосить, руками ничего делать не умет, навыков офисной работы брезгливо не приобрел, в бизнес идти не решился. Какое же право ты имеешь гордо называть себя неудачником, если ничего в жизни не сделал? Если у тебя нет дел, ни удавшихся, ни неудавшихся? Если всю жизнь искал оправдания своему бездействию? Для провинциала все соки выжала паразитическая Москва, для москвича все рабочие места заняла непритязательная лимита.
Другие дерзали, падали, вставали, добивались чего-то, теряли состояния, зарабатывали новые, получали дополнительные образования, бросали все и уезжали на заработки. А что сделал ты, за свою жизнь? Ты научился за всю свою жизнь только одному, болтать в интернете. Тут уж ты мастак. Коррупция, жиды, силовики, кооператив «Озеро», «на что идут мои деньги налогоплательщика». Как будто ты много налогов заплатил в своей жизни.
Мелкие люди, которые ничего в жизни не сделав, пропив или потратив её на другие «интересные» дела всю юность, тем ни менее, постоянно ноют о том, что «у одних все, а у других ничего». И дело тут даже не в социалистической пропаганде, там все было справедливо, критиковалось классовое общество. Действительно у одних все, а у других ничего. Но сейчас это не только глупо, но и подло.
Поясню. Я и сам благополучно потратил свою юность на всякие «интересные дела». И я, как и многие мои знакомые, весьма недолюбливаю «богатых». И более того, я понимаю, что можно и их презирать. Но презирать их потому, что презираешь и результат их труда. Презирать богатство, как цель жизни, это вполне достойно и в духе Православия.
Лично я совсем не против того, чтобы быть богачом. Но совершенно не готов ничего сделать из такого, что помогло бы мне таковым стать. И я ни в коем случае не променял бы свою веселую юность на делание этой карьеры. Это тяжкий труд. В котором ты теряешь гораздо больше, чем приобретаешь, это отказ от многого и колоссальная ответственность, огромное бремя на душу.
Однако наши герои другие. Те, кто, мечтая о деньгах, считая, что в жизни это самое главное, считая себя «лузерами» оттого, что у них денег нет, презирает богачей. Это просто свинство - презирать тех, кто пахал и добился того, о чем ты мечтаешь. Нашли себе слово «лузер-неудачник». Да, какой же ты лузер? Ты ниже лузера. Неудачник шел к своей цели и не добился её. А ты ничего не сделал из того, что нужно, только пил и болтал в интернете, а теперь относишь себя к гордым лузерам.
Если ты ценишь результат чего-либо, ты обязан уважать и усилия, которые на это затрачены. Если ты ценишь цель, то обязан уважать и средства, которые, необходимы для достижения её. Если же презираешь средства, то будь добр презирать и их цель. Иначе ты свинья.
Но мне ответят, а как же быть с теми, кто получил все, не добившись этого, а просто по рождению, или по стечению обстоятельств. Так вот, очень глупо презирать их. Если угодно - презирайте мироустройство, шлите проклятия Небесам и самой жизни. Если ты нравишься себе в этом качестве, - ничего здесь не поделаешь, таков твой удел. Но не засоряй мозги приличным людям своими стенаниями. И не подводи под свою жалкую зависть политические взгляды, они тут ни совершенно при чем.
Русские хотят жить в русском государстве, где была бы русская власть. С русским человеком не считаются именно как с русским, и это ему очень сильно не нравится. С другой стороны, пришла ностальгия по СССР. Если убрать сумасшествие со строгим, но справедливым Сталиным, то останется тоска по социальному государству, которое было при Брежневе.
Из чего следует неизбежность перемен в нынешней России? Вовсе не только из политического расклада сил в верхах нашей власти, о котором мало что известно. Если бы меня спросили, в какие закономерности истории я верю, я бы ответил: только в одну закономерность - смену одного порядка вещей другим порядком. Это то, что происходит неизбежно.
И речь тут не о катаклизмах, которые сметают цивилизации. В рамках одной общественно-политической модели, в рамках одной страны, постоянно что-то меняется.
И происходит эта смена не из соображений целесообразности, и бывает, что лучшее меняют на худшее, хотя случается и наоборот. Что же заставляет людей стремиться к переменам? Под людьми здесь я понимаю, не «восставшие массы» трудящихся, а вообще людей.
Человек устает от однообразия. Он таким создан природой. Если мужчины десять лет подряд зачесывают волосы назад, то в следующие десять они будут делать себе чубчик кучерявый. Если одежду, которую носит поколение, имеет строгий вид, то следующее поколение будет стремиться к вычурности.
Если в политической жизни царствует диктат и насилие, то следующий государь или властитель будет хотя бы относительно либеральным.